Нефтебаза — это комплекс сложных многофункциональных инженерно-технических объектов с различными сооружениями и конструкциями для решения производственно-хозяйственных задач. Объекты предназначены для создания необходимых условий приема и отпуска нефтепродуктов (далее, НП), сбора, отгрузки и регенерации отработанных масел. Цель комплекса объектов — бесперебойное, эффективное и надежное снабжение потребителей нефтью и НП.
Классификация нефтебаз зависит от ряда факторов. Учитываются следующие параметры:
- назначение нефтебазы(оперативные, хранения и гражданского запаса);
- основной вид транспортирования сырья (трубопровод, железнодорожные сообщения, водные, глубинные);
- вид производимых операций (перевалочные, распределительные, перевалочно-распределительные);
- объем резервуарного парка.
Объем резервуарного парка следует рассмотреть подробнее. Существует две группы:
- Первая группа имеет три категории нефтебаз:
- общий V резервуаров более 100 тыс.м3 (РВС-100),
- общий V от 20 до 100 тыс.м3(РВС-20 —РВС-100),
- общий V до 20 тыс.м3 включительно (РВС-20).
- Вторая группа допускает хранение на складах в наземных хранилищах 2000 м3 легко воспламеняющегося сырья и 10000 м3 горючих НП, в подземных – 4000 м3 и 20000 м3 соответственно виду хранимого продукта.
Основные сооружения и объекты нефтебаз
На площади стандартной нефтебазы расположение сооружений и объектов должны быть тщательно спланированным и рациональным. Следование данному принципу необходимо, так как от оптимального размещения конструкций нефтебазы во многом зависят эффективность процессов, бесперебойность проведения операций, соблюдение санитарно – гигиенических и противопожарных норм и требований. В конечном счете, рациональность расположения определяет экономическую выгоду всего комплекса объектов. Наиболее целесообразным считается размещение объектов нефтебазы по их технологической или функциональной принадлежности. Основываясь на этих факторах, следует объединять сооружения и распределять их по зонам. Существует 7 таких зон:
- Зона железнодорожного приема и отпуска. Состоит из железнодорожных сливо-наливных устройств, насосных и компрессорных станций, хранилищ жидкостей в таре, погрузочно-разгрузочных площадок, лабораторий, технологических трубопроводов различного назначения, операторных помещений и других объектов, связанных с проводимыми операциями.
- Зона водного приема и отпуска. Включает в себя морские или речные пирсы и причалы, насосные станции, технологические трубопроводы, операторные, манифольды и другие сооружениями, которые осуществляют сливо-наливные операции в транспортные емкости.
- Зона резервуарного хранения. Состоит из резервуаров, технологических трубопроводов, газосборников, газовых обвязок, насосных, операторных, манифольдов и прочего.
- Зона розничного отпуска. Формируется из автоэстакад, устройств для налива НП в автоцистерны, разливочных, хранилищ для нефтепродуктов в таре, цехов затаривания НП, цехов регенерации отработанных масел, маслоосветительных установок, насосных, оперативных площадок чистой и грязной тары, автовесов, погрузочных площадок, лабораторий.
- Зона очистных сооружений. Состоит из буферных резервуаров, песколовок, нефтеловушек, флотаров, фильтров, биофильтров, хлораторных, азонаторных, прудов-отстойников, прудов-испарителей, шлаконакопителей (иловых площадок).
- Зона подсобных зданий и сооружений. В ней находятся ремонтно-механические мастерские, малярные цеха, пропарочные установки,цеха по ремонту оборудования, распределительные пункты, котельные, электростанции и трансформаторные подстанции, склады для тары и материалов.
- Административно-хозяйственная зона. Предполагает наличие объектов противопожарной службы, административных зданий, столовых, проходных, гаражей, объектов охраны и прочие административные помещения.
Вместе с этим, разделение нефтебазы на зоны считается условным. Допустим, нефтебазы, рассчитанные на хранение светлых нефтепродуктов, не нуждаются в осуществлении подогревательных операций. Или, например, не на всех нефтебазах есть условия для проведения обезвоживания НП и очистки масел. Помимо этого, ремонтные работы и изготовление бочковой тары целесообразно проводить на крупных нефтебазах, которые имеют все необходимое оборудование. Следовательно, в зависимости от индивидуальных характеристик и параметров нефтебазы, возможно отсутствие одной или нескольких зон из перечисленных зон, совмещение или объединение, выделение дополнительных новых зон, обоснованное либо экономическими показателями, либо спецификой технологических процессов.